Центр агропродовольственной политики

 
Российские и белорусские предприятия включились в соревнование за китайский рынок продовольствия.

Замминистра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко сообщил в пятницу, что Россия планирует приступить к поставкам свинины и мяса птицы в Китай до конца 2017 года. В прошлое воскресенье о похожих планах рассказал заместитель премьер-министра Белоруссии Михаил Русый, который сообщил, что «за самые короткие сроки удалось сертифицировать для рынка Китая довольно большое количество наших предприятий, производящих молочную и мясную продукцию». Минск планирует экспортировать продовольствия на 6 млрд долл. в текущем году, и одним из перспективных рынков сбыта продукции для него выступает теперь Китай.

Многие российские агропредприятия готовы поставлять свою продукцию в Поднебесную – рынок которой рассматривают чуть ли не в виде альтернативы отечественному. «Сегодня цена на российском рынке не покрывает даже затрат, поэтому мы сейчас ищем выход на зарубежные рынки, – сказал ТАСС гендиректор челябинского агрохолдинга «Равис» Андрей Косилов, в хозяйстве которого 4,5 тыс. коров и 8 тыс. быков. 

За последние 10 лет экспорт сельхозпродукции вырос в 3,5 раза – с 4,8 млрд долл. в 2006 году до 17,1 млрд в 2016-м. За пять месяцев нынешнего года экспорт агропромышленного комплекса (АПК) вырос на 17% и превысил 7,4 млрд долл. Растут поставки пшеницы, свинины, мяса птицы и мороженой рыбы, растительных масел, сахара. Такие данные ранее приводил Минсельхоз. Глава Минсельхоза Александр Ткачев ждет по итогам 2017 года выручки от экспорта в размере 18 млрд долл., а к 2020 году планируется увеличить поставки сельхозпродукции на внешние рынки до 21 млрд долл. По данным Минсельхоза, по отдельным видам продукции уже достигнут необходимый уровень продовольственного обеспечения, определенный в Доктрине продовольственной безопасности РФ: в 2016 году по зерну он составил 99,2% (пороговое значение – 95%), по растительному маслу – 82,8% (с порогом в 80%), по сахару – 94,9% (80%), по картофелю – 97,4% (95%), по мясу и мясопродуктам – 89,7% (85%), по рыбной продукции – 82,7% (80%).

Вместе с тем, по словам Ткачева, несмотря на практически полное обеспечение себя свининой и птицей, Россия продолжает завозить говядину. Сегодня ее импорт составляет 19% от общего объема потребления – чтобы его заместить, необходимо в течение следующих семи лет увеличить производство говядины на 450 тыс. т. Для развития этого направления даже были предусмотрены такие виды поддержки, как льготные кредиты и субсидии на прирост поголовья мясных пород. В целом господдержка агропромышленного комплекса из федерального бюджета выросла на 27%: со 190 млрд руб. в 2014 году до 242 млрд в 2017-м.

Однако в условиях падающих доходов россияне не могут позволить себе много говядины, предпочитая более дешевые виды мяса – свинину, птицу. Таким образом и получается, что субсидирование производства без «субсидирования» потребления приводит к экспортным настроениям.

«В целом экспорт продукции – это положительное явление, в том числе и для отечественного потребителя, значит, продукция конкурентоспособна на внешнем рынке, – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Наталья Шагайда. – К счастью, голод у нас в стране из-за отсутствия продуктов уже никому не грозит. Но после того как в основном решена проблема с насыщением рынка, встает вопрос о его более тонкой регулировке. Дело в том, что по таким продуктам, как свинина, молоко и говядина, пока, если ориентироваться на данные Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, цены «у фермы» в России выше, чем в странах – потенциальных импортерах. Сложившиеся модели производства молодняка крупного рогатого скота на мясо в России на этом этапе вряд ли позволяют надеяться, что Росссия может конкурировать по говядине на внешнем рынке. Хотя условия для дешевого мясного скотоводства есть: у нас много свободной земли, много травы, в селе мало мест работы, потенциально многие могли бы заниматься выращиванием. Но при изобилии земли есть проблема доступа к участкам, а коров с телятами до перевода на откормочную площадку нужно охранять. Поэтому население слабо интегрировано в вертикальные продовольственные цепочки, а сельхозорганизации почти всегда выбирают более дорогое стойловое содержание».

Шагайда пояснила также, почему наши, белорусские и производители других стран стремятся попасть на продовольственный рынок Поднебесной. «В Китае в структуре совокупной поддержки сельского хозяйства преобладает часть, которая сложилась за счет того, что потребители платят за продукцию сельского хозяйства цену выше, чем на внешнем рынке, это 60% от совокупной поддержки. Но в России этот уровень поддержки – не меньше. Поэтому импортеры стремятся на такие рынки», – полагает эксперт.

«Для животноводов проблема заключается не в производстве, а в том, что многие потребители в РФ не могут позволить себе относительно дорогие продукты, к которым относится и говядина.

Что касается зерна, то внутренний рынок сжимается, потребление хлебобулочных изделий стагнирует из-за изменений рациона в пользу овощей и того же мяса, – сказал «НГ» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. – Внутренний рынок потребляет 65 млн т зерна в год, следовательно, альтернатива экспорту – это вообще отказ от производства. А экспорт, как правило, позволяет сбывать зерно по ценам выше внутренних. Кроме того, избыточное производство позволяет держать страховой запас на случай низкого урожая, что позволяет гарантированно обеспечивать спрос на внутреннем рынке, в том числе и со стороны производителей того же мяса».Что касается российско-белорусской битвы за Китай, то РФ, возможно, медленнее запрягает, но едет все же активнее. Если Минск планирует поставить продуктов в 2017 году только на 17 млн долл., то РФ уже в 2016 году продала продуктов более чем на 1,5 млрд долл., сообщали ранее СМИ.

 Белоруссия планирует экспортировать продовольствия на 6 млрд долл. в этом году, но пока 92% приходится на российский рынок. 

Полный текст статьи >>
Президентская академия – национальная школа управления