Министр финансов России Антон Силуанов, выступая сегодня на заседании правительства, сообщил, что дефицит бюджета РФ в следующем году будет самым низким за последние годы и составит 1,6% ВВП, а в 2019 и 2020 годах снизится до 0,9% и 0,8% ВВП соответственно. "Дефицит бюджета составит в 2018 году 1,6% ВВП, а ненефтегазовый дефицит - 7,2% ВВП", - уточнил он. "В дальнейшем предусматривается постепенное сокращение дефицита бюджета до 0,9% ВВП в 2019 году и 0,8% ВВП - в 2020 году", - заявил глава Минфина.

Силуанов также отметил, что принцип бюджетного правила вступит в полную силу в России с 2019 года. "Бюджетные характеристики подготовлены с учетом принятых в правительстве РФ бюджетных правил, которые предусматривают вступление этого принципа в полном объеме начиная с 2019 года", - цитирует министра РИА Новости. В 2018 году предусмотрен переходный период, сообщил он. "Начиная с 2018 года предусматривается переходный период, исходя из которого бюджет сформируется с неким дефицитом, небольшим дефицитом по первичному балансу бюджета", - пояснил руководитель ведомства. "То есть в расчет принимаются расходы без учета выплат по обслуживанию государственного долга", - добавил он.

Кроме того, Силуанов рассказал, что Минфин планирует в 2018-2020 годах привлекать на внутреннем рынке более 1 трлн рублей в год, на внешних рынках - $3 млрд. "Основным источником финансирования дефицита бюджета станет привлечение на внутреннем финансовом рынке", - заявил он. "Мы предусматриваем привлечение в чистом виде чуть более 1 трлн рублей на протяжении трехлетнего периода", - указал министр. "Основным источником будут ОФЗ, которые мы планируем выпускать в валовом выражении более 1,5 трлн рублей", - уточнил он.

В следующем году Минфин предлагает сформировать резервный фонд правительства в размере 77 млрд рублей за счет сокращения на 2% незащищенных статей расходов бюджета. "Мы предлагаем образовать резерв за счет недоведения 2% расходов по статьям, не имеющим публично-нормативного характера", - сообщил глава ведомства. "Таким образом будет сформирован бюджет в размере 77 млрд рублей, который предлагается направить в резервный фонд правительства с последующим распределением исходя из решений, которые будут приниматься в правительстве РФ", - пояснил он. При этом Силуанов отметил, что сокращение расходов не коснется оплаты труда бюджетников, денежного довольствия военнослужащих, публично-нормативных обязательств, реализации международных договоров, межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам, содержания судебной системы, обслуживания госдолга и отдельной части закрытых статей бюджета.

Старши научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что подобное сокращение бюджета ниже 2% планировалось заранее. "Собственно говоря, правительству деваться особо некуда: заканчивается резервный фонд, на международном рынке мы не можем получить нужные объемы кредитов, так что Кабмину приходится исходить из того, что есть, рассчитывая будущие доходы/расходы и понимая, сколько оно может позволить себе потратить на ту или иную статью бюджета. Сегодня глава Минфина сообщил, каковы те предельные значения расходов, которое мы можем себе позволить", - сказал он.

Сокращение расходов, вероятнее всего, произойдет за счет трат на инфраструктуру. "Тут стоит обратить внимание, что остается много вопросов, связанных с исполнением указов президента. Начинается новый электоральный цикл, и непонятно, что будет с параметрами указов от 2012 года, к примеру, должна ли зарплата бюджетникам остаться на уровне среднего по экономике и двукратного для некоторых категорий или же будут новые целевые установки (если они вообще будут). А экономить будем за счет традиционного сокращения расходов на инфраструктурное развитие", - подчеркнул Александр Дерюгин.

Говоря о более активном выходе правительства на рынок внутренних займов для покрытия дефицита, экономист пояснил, что иные источники к настоящему времени оказались исчерпаны. "Накопительная часть пенсий россиян, замороженная в течение нескольких лет, уже потрачена, и этого ресурса, который мог бы стать источником финансирования дефицита бюджета, больше нет, а ведь это были долгосрочные деньги, которые могли бы быть направлены на долгосрочные инвестиции. И тут складывается не лучшая ситуация: при желании бюджет может занять нужную сумму на внутреннем рынке, но мы понимаем, что государство вступит на этом рынке в конкуренцию с частным сектором, а значит, темпы снижения процентных ставок на рынке заимствований будут в лучшем случае замедляться на рынок государства. Это минус для экономики", - предупредил Александр Дерюгин.
 
Необходимость создания нового резервного фонда он объяснил потребностью защититься от падения нефтяных цен. "Никто не знает, какими будут цены на нефть, и если они окажутся ниже, чем заложенный в трехлетнем бюджете уровень, новый резервный фонд защитит бюджет от секвестра. Если же цены на нефть будут выше, фонд может быть направлен, например, на покрытие текущего дефицита. Но средства нового фонда станут для правительства также и дополнительной возможностью по перераспределению средств между различными госпрограммами, опять же, в связи с новым электоральным циклом. Если возникнут какие-либо вопросы, требующие дополнительного финансирования, фонд будет для правительства более-менее гибким инструментом для их решения", - резюмировал Александр Дерюгин.