Центр экономики непрерывного образования

 

Европейцы озаботились проблемой «слишком образованных» граждан. В таких секторах, как торговля и транспорт, с чрезмерным для этой работы образованием трудится почти каждый второй, следует из анализа Евростата. Подобная тенденция характерна и для России. Среди россиян почти треть имеет избыточную квалификацию и столько же работает не по специальности, сообщают эксперты. Российские чиновники предлагают решить проблему кардинально – оставить на рынке лишь треть специалистов с высшим образованием, тогда как сегодня вузы оканчивает каждый второй.

Специалисты Евростата рассчитали долю европейских работников, которые обладают «слишком высоким» образованием для их профессии и должности. Эксперты из Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка проанализировали и объяснили полученные данные.

В частности, Евростат сформулировал два типа несоответствия между требуемыми на работе навыками и тем образованием, которым обладает работник. Первый тип – горизонтальное несоответствие (работа не по специальности). Второй – вертикальное несоответствие (слишком образованные работники независимо от специальности).

Выяснилось, что доля «слишком образованных» европейцев наиболее высока среди работающих в таких сферах, как транспорт и торговля, – там она составляет более 40%. «Это очень ожидаемо: для работы в этих отраслях не требуется специального образования, поэтому почти любой, как оказывается, – половина, слишком образован», – комментируют результаты Евростата эксперты ЦМИ Сбербанка. Кроме того, в строительстве чрезмерно образован каждый третий сотрудник, а в обрабатывающих секторах – каждый четвертый, следует из анализа.

Горизонтальное несоответствие навыков также довольно ожидаемое. «Обучиться на юриста или врача долго и сложно, поэтому для них этой проблемы почти нет. А работникам сельского хозяйства, сектора услуг, IT и гуманитариям требуется значительно меньшее время на переобучение, поэтому доля работающих не по специальности в них 30–40%», – замечают в ЦМИ.

Подобный анализ квалификационного несоответствия занятости европейцев сделан не просто так. В ЦМИ обращают внимание, что Евростат провел такие расчеты пока в порядке эксперимента, но это первый шаг, который «позволит предметно подойти к реформе образования в ЕС».

В Евростате поясняют: «Показатели избыточной квалификации работников полезны для анализа рынка труда, поскольку предприятия, испытывающие трудности с набором персонала, могут уменьшить свои требования с точки зрения квалификации. Тогда как предприятия, которые не имеют затруднений при наборе кадров, могут повысить уровень требований». Исследователи уточняют, что такая переоценка может сигнализировать о превышении предложения рабочей силы от работников с высокой квалификацией или, наоборот, о нехватке спроса на труд.

Подобные тенденции объяснимы: от поколения к поколению уровень образования в ЕС повышается. К примеру, в 2002 году в странах Евросоюза среди населения в возрасте от 15 до 64 лет около 37% было людей с низким образованием. К 2014 году их число сократилось на 10 процентных пунктов (п.п.). За тот же период доля людей с высшим образованием, наоборот, увеличилась. Если в 2002 году среди 15–64-летних лишь 17,4% имели высшее образование, то к 2014-му их доля увеличилась на 8,6 п.п. «В итоге, если в начале 2000-х годов высшее образование имел в среднем лишь каждый седьмой житель ЕС, то сейчас – каждый четвертый», – приводит «Демоскоп. Weekly» рассуждения экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ).  

Трудовые несоответствия, когда люди работают не по своей прямой специальности, в целом характерны и для России. Так, согласно опросу фонда «Общественное мнение», сегодня около 30% россиян трудятся не по той специальности, которой обучались. «Среди работающих россиян 20% трудятся по той специальности, которую они получили в высшем или среднем учебном заведении, 28% – по другой специальности, а 5% признались, что не имеют специального образования», – приводит данные опроса Интерфакс. Исследование проводилось в конце июля среди 1500 респондентов из 104 населенных пунктов.

При этом избыточный же уровень образования характерен почти для каждого третьего работника, сообщали в ВШЭ. «На российском рынке труда до 29% работников имеют избыточный уровень образования», – рассказывали ранее в своем исследовании проректор ВШЭ Сергей Рощин и аналитик Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Виктор Рудаков. Вакансий же для таких сотрудников оказывается недостаточно – в результате некоторые из них вынуждены уходить в сферы, где требуется более низкая квалификация. «Потери в зарплате для них составляют от 17% до 22%», – цитировали СМИ выводы экономистов. Осложняет же ситуацию, по мнению экспертов, тот факт, что ранее подобные специалисты «уходили в сектор услуг». «Однако теперь, после того как эта отрасль экономики существенно пострадала от кризиса, спрос на новых работников должен сильно упасть», – поясняли они.

Россия среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), занимает первые места по численности населения с высшим образованием. Так, в РФ таковых 54%. Больше только в Канаде – на 1 п.п. А, к примеру, в Китае высшее образование есть лишь у каждого десятого.

Высокая доля людей с высшим образованием, похоже, не слишком устраивает и российских чиновников. Ранее вице-премьер Ольга Голодец заявила, что сегодня примерно две трети россиян не нуждаются в высшем образовании. «У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35%, то есть 65% – это люди, для которых не требуется высшее образование, и 35% – специалисты. В дальнейшем эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли специалистов, для которых не требуется высшее образование», – сообщала она в конце 2016 года. В качестве примера она привела профессию системного администратора – сегодня она во всем мире не требует высшего образования.

Однако у нас работодатель зачастую хочет иметь работника с высшим образованием независимо от того, потребуется ли это образование для выполнения работником его трудовых функций, замечают эксперты «НГ». «Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками. Именно поэтому российские работодатели предпочитают брать людей с высшим образованием», – считает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.

«В России проблема не столько в том, что у нас слишком много высокообразованных людей, а в несоответствии спроса и предложения ни по количеств, ни по качеству. У нас недостаточный уровень высшего образования по слишком большому количеству специальностей, которые рынку не нужны», – продолжает управляющий партнер консалтинговой компании Odgers Berndtson Роман Тышковский.

На российском рынке труда много специалистов с высшим образованием, но без опыта работы по специальности, соглашается руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. «В общем, нет слишком образованных соискателей, есть соискатели, которые имеют образование, только лишь за наличие которого их никто не готов брать на работу», – подчеркивает Игнатова.

Cегодня и в РФ, и в ЕС одинаково не хватает людей со среднеспециальным образованием или со средним образованием для работы на позициях начального и среднего уровня. «Поэтому путевкой в жизнь для молодых людей сегодня является не высшее, а среднеспециальное образование по востребованной профессии», – рассуждает директор по маркетингу Kelly Services CIS Жанна Волкова.

Происходит и так называемая поляризация рынка труда, продолжает Татьяна Клячко. То есть на фоне нового витка информатизации и использования информационных коммуникационных технологий требуются либо очень высококвалифицированные работники, либо ответственные исполнители. «У нас этот процесс пока не происходит в таких масштабах, как во всем мире, но в ближайшие 5–10 лет такая же революция у нас тоже развернется. Сейчас уже быть просто работником с высшим образованием не получится, – предупреждает эксперт. – Нужно быть эксклюзивным работником с высшим образованием».

Подробнее >>

Президентская академия – национальная школа управления