Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС провел экспертный семинар «Управление образовательными системами» в рамках реализации проекта «Основные тенденции развития и реформирования российской системы образования».

Экспертный семинар стал продолжением работы ведущих аналитиков Президентской академии над подходами к формированию национальной политики России в области образования с точки зрения экономики и управления. Так, в 2017 г. главный научный сотрудник ЦЭНО, д. э. н. Сергей Беляков предложил вниманию экспертного сообщества монографию «Отражение стратегических целей и задач развития образования в программных документах Северо-Западного федерального округа». На Гайдаровском форуме – 2018 директор ЦЭНО Татьяна Клячко и проректор РАНХиГС Сергей Синельников-Мурылев провели презентацию книги «Стратегия для России: образование».

Модераторами семинара «Управление образовательными системами» стали директор Федерального института развития образования, который перешел в структуру РАНХиГС, Максим Дулинов и Татьяна Клячко. Эксперты обозначили роль темы семинара и представили анализ информации о деятельности некоторых аналитических центров России, занятых разработкой национальной стратегии образования.

С основным докладом «Управление образовательными системами. Общие вопросы стратегии развития образования» выступил Сергей Беляков. Он раскрыл цели стратегии развития образования, изложенные в ФЦПРО и Государственной программе «Развитие образования». Обсудили смыслы стратегии и стратегического планирования как модели управления. Было рассмотрено федеральное законодательство о стратегическом планировании в контексте целей социально-экономического развития страны и регионов.

Основная часть доклада была посвящена результатам исследования, которое провел эксперт Президентской академии. Сергей Беляков проанализировал цели и задачи развития региональных систем образования, поставленные в стратегиях социально-экономического развития и программах развития образования субъектов Российской Федерации, входящих в СЗФО.

В ходе доклада был представлен сопоставительный анализ относящихся к образованию задач стратегий социально-экономического развития, раскрыты цели и задачи программ развития образования в субъектах СЗФО. Существует расхождение, когда стратегические приоритеты практически не находят должного отражения в программах развития образования, в том числе – разрыв в действующей методологии разработки документов такого рода, не предусматривающей их иерархии и обязательного отражения стратегических задач в программных документах.

В том числе Сергей Беляков представил вывод о том, что недостаточное сопряжение региональных программных документов по линии развития образования потребует дальнейшего совершенствования не только методологии разработки программ. Необходимо будет определение порядка их согласования между собой, включая выделение категории определяющих документов, на положениях которых должны формироваться программы «нижестоящего» уровня.

Дискутантом выступил участвующий в работе семинара вице-президент Российской академии образования, академик Владимир Лаптев, он задал вместе с другими участниками семинара ряд вопросов докладчику. Г-н Лаптев отметил несомненную важность и актуальность результатов представленного исследования. В то же время он обозначил ряд направлений в формировании национальной стратегии развития образования в России, в разработке которых сегодня целесообразно объединить усилия и юристов, и экономистов, и политиков, и специалистов в области содержания образования (возможно в рамках работ, которые начались в Президентской академии). Отдельно вице-президент РАО остановился на вопросе целесообразности проведения подобного сопоставительного анализа по стратегическим и программным документам федерального и отраслевого уровней.

Отвечая на вопросы и обсуждая доклад, Сергей Беляков сообщил, что на сегодняшний день у Центра экономики непрерывного образования Президентской академии практически готовы материалы по рассматриваемой тематике по Уральскому федеральному округу. В работе находятся материалы по Дальневосточному федеральному округу.

В обсуждении доклада кроме Максима Дулинова и Татьяны Клячко также приняли участие генеральный директор Российского фонда развития образования «Сообщество» Анна Золотова, директор Центра универсальных программ Наталья Типенко, директор Центра развития образовательных систем РАНХиГС Наталья Штурбина и ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Владимир Куклин.

Мероприятие посетили начальник научно-организационного отдела Института перспективных исследований МПГУ Ольга Антропова; PhD-докторант Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Гаухар Аймичева (Казахстан); советник Фонда «Экономика и управление» Андрей Гуляков; координатор Управления образовательной политики РАНХиГС Сергей Калабин; председатель Комиссии по образованию Мосгордумы, научный руководитель Лицея Президентской академии Антон Молев, заместитель начальника Управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования г. Москвы Наталья Трухановская и другие эксперты.

Говоря об итогах мероприятия, генеральный директор Российского фонда развития образования «Сообщество» Анна Золотова особо отметила недавнюю публикацию «Доступность качественного дошкольного образования в России» сотрудников ЦЭНО в журнале «Народное образование» № 1–2 за 2018 г. Она предложила одной из тем будущих экспертных семинаров сделать обсуждение вопросов дошкольного образования.

В рамках экспертного семинара «Управление образовательными системами»состоялось обсуждение дальнейших перспектив сотрудничества ЦЭНО и ФИРО РАНХиГС с представителями экспертного сообщества. Татьяна Клячко предложила направлять замечания и предложения как по существу рассматриваемой тематики, так и по вопросам для обсуждения будущих экспертных семинаров старшему научному сотруднику ЦЭНО Алексею Демидову (Email: ).

Следующий семинар в Президентской академии запланирован на 19 апреля 2018 г. (читать анонс).