Центр экономики непрерывного образования

 

17 января, во второй день работы Гайдаровского форума «Россия и мир: цели и ценности», состоялся открытый диалог «Тренды образования: вызовы, ожидания, реальность».

В ходе обсуждения эксперты проанализировали российскую образовательную систему, ее место на карте мира, а также попытались выявить национальную специфику образовательног кластера.

Модератором обсуждения выступил ректор Московской высшей школы социально-экономических наук, директор Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Зуев

О нынешнем положении образовательных уровней рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Так, в школьном образовании Россия стремительно догоняет лидеров по международным рейтингам и входит в топ-25. В профобразовании наша страна сильно отстает от передовых Франции и Германии. «У нас в среднем финансирование колледжей сопоставимо с финансированием школ в регионах», – пояснил эксперт.

В университетах сложилась неоднородная картина. Мы опережаем Китай по росту, половина студентов выбирают заочную форму обучения, и только 15% россиян включены в процесс непрерывного образования. К примеру, в Швеции обучаются 63% взрослых граждан, в Германии – 42%.

Основной тренд, по мнению ректора ВШЭ, – это цифровая революция, которая порождает новые задачи и затрагивает образование с двух позиций – рынка труда и необходимости внутренней перестройки. Теперь страна нуждается в новых цифровых компетенциях, креативных элементах, в обучении принятия решений, коммуникации и кооперации. «Рынок образования к 2030 г. – это в большей степени рынок онлайновый, частный и глобальный», – прогнозирует эксперт. Новая цифровая система уже начала предоставлять онлайн-курсы и модели.

Массовость образования, индивидуализация, технологичность – тенденции высшего образования в России, по мнению проректора РАНХиГС, ректора Всероссийской академии внешней торговли Сергея Синельникова-Мурылева. По данным эксперта, от 50% до 80% российских выпускников поступают в вузы. В связи с этим возникает увеличение качественного разрыва в образовании. Кроме того, в стране слабо отслеживаются запросы организаций, а Минфин уже два года предлагает ввести госзаказ на специалистов. «Должны учитываться потребности страны в кадрах», – считает эксперт.

О новых достижениях и необходимых решениях для их закрепления рассказал директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. По результатам PIRLS, Россия превосходит ведущие страны. «Окупаемость дошколки и начальной школы намного больше, чем профессионального образования», – озвучил вывод эксперт.

Отечественные достижения в образовании стали возможны благодаря приоритетному национальному проекту «Образование», стартовавшему более десяти лет назад, считает научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» г. Москвы Александр Адамский. Однако системе образования нужен баланс. Несмотря на мировое лидерство России в образовательной сфере, российское общество этого не признает. «Увеличение финансирования со стороны бюджета и государства не приводит к адекватному улучшению имиджа и формированию представлений людей о школьном образовании», – заметил спикер.

Акцент на страновой самобытности образовательных достижений сделал президент АО «Управляющая компания “Просвещение”» Владимир Узун. «В России это традиционно глубокое изучение предметов, подход к фундаментальным наукам, хорошее знание естественно-научного блока», – считает спикер. Этот опыт, по словам эксперта, нужно представить как технологию и использовать для развития и конкурентоспособности рынка труда на мировой арене.

Видеозапись открытого диалога «Тренды образования: вызовы, ожидания, реальность»

Президентская академия – национальная школа управления