Центр экономики непрерывного образования

 

7 марта 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Дополнительное профессиональное образование молодых специалистов (по результатам социологического исследования)».

В докладе директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, д-р экон. наук, Татьяны Клячко и старшего научного сотрудника ИНСАП РАНХиГС канд. экон. наук., Дмитрия Логинова «Дополнительное профессиональное образование молодых специалистов (по результатам социологического исследования)» был представлен большой социологический материал, посвященный данной проблеме. Социологическое исследование, на которое опирались докладчики, проводилось в трех регионах России – Свердловской, Волгоградской и Орловской областях, которые различаются по уровню социально-экономического развития. Всего было опрошено более 1900 респондентов, среди них 630 человек – это молодые специалисты, окончившие либо организации среднего профессионального образования, либо вузы. Среди опрошенных встречались и те, кто получил и среднее профессиональное, и высшее образование.

Анализ показал, что, молодежь  в возрасте 18-34 лет слабо включена в программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). В 2022 году на указанных программах в среднем по России обучалось чуть более 6 % молодых людей. Основные причины неучастия в ДПО – отсутствие потребности, дефицит времени или финансовых средств, а также дефицит необходимых молодым специалистам программ.  При этом молодые работники в большинстве своем (более 90%) указывали, что им хватает или в основном хватает знаний и навыков, полученных в образовательной организации, для выполнения текущей работы. Соответственно, было выявлено, что от 51% до 57% молодых специалистов являются «избыточно квалифицированными» для выполнения тех рабочих задач, которые входят в их обязанности. Это снижает у молодежи удовлетворенность их профессиональной деятельностью.

В.С. Ефимов - директор центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета, канд. физ.-мат. наук, представил их совместный доклад с А.В. Лаптевой «Студенческий опыт в разных моделях отношений «Университет – Студенты»». В докладе было показано, что университеты задают / исследуют разный студенческий опыт в зависимости от принятой ими модели отношений «университет – студенты», а именно:

  • Консьюмеристская (потребительская) модель = клиентский опыт;
  • Инструкторская модель = ученический (образовательный) опыт;
  • Со-творческая модель = опыт саморазвития и партнерства.

Авторы отметили, что в любом университете есть группы студентов, которые удерживают сложные образовательные задачи, связанные с построением профессиональной перспективы, с формированием локальной группы (сообщества) развития, с решением задач личностного роста.

В процессе обсуждения обоих докладов Т.Л. Клячко высказала гипотезу, что студенческий опыт сильно влияет на поведение молодых специалистов и формирует их модель участия в программах ДПО. Так, инструкторская модель студенческого опыта приводит к тому, что молодой специалист ждет пока его на программу повышения квалификации пошлет работодатель, в то время как студенты, реализующие со-творческую модель, значительно более активны в выборе форм и содержания обучения, при этом они часто сами платят за дополнительное профессиональное образование.

В обсуждении докладов приняли участие профессор В.Ф Пугач (НИТУ МИСИС), с.н.с. ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Б.В. Илюхин, с.н.с. ИНСАП, канд. эконом. наук Д.М. Логинов, профессор В.С. Ефимов и другие участники семинара. 

Президентская академия – национальная школа управления