2 февраля 2024 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» проводит экспертный семинар «Модели образовательного и трудового поведения выпускников вузов (по итогам социологического исследования)».

По итогам социологического исследования, проведенного ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС в рамках выполнения НИР Исследование воздействия трансформации российской экономики на развитие высшего образования выступили директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, д-р экон. наук Т.Л.Клячко и старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС, канд. экон. наук Д.М.Логинов.

В докладе были проанализированы траектории образовательного и трудового поведения выпускников вузов в зависимости от ресурсообеспеченности их семей, а также статуса и профиля высшего учебного заведения, которое заканчивает студент. Ресурсный потенциал родительской семьи рассматривался на основе трех ресурсных компонент – образовательного уровня родителей (имеют ли они высшее образование или нет), материального и социального статусов домохозяйства – и измерялся путем выявления субъективных оценок молодых людей относительно ситуации в их семьях в период обучения в старших классах школы, сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. В докладе показано, что в структуре мотивов выбора высшего учебного заведения наиболее сильную позицию занимает материальная: диплом вуза, по мнению выпускников, должен способствовать достижению финансового благополучия. Каждый второй выпускник делал профессиональный выбор, учитывая возможности достойно зарабатывать в будущем. Кроме того, в докладе обсуждались представления молодежи о возможности достойного трудоустройства и приемлемой заработной платы. В основном молодежь достаточно трезво оценивает уровень заработной платы, на который они могут рассчитывать после завершения учебы в высшем учебном заведении. При этом выпускники из семей с ограниченным ресурсным потенциалом семьи склонны занижать свои требования по оплате труда и предпочитают оставаться на той работе, которую они получили, обучаясь в вузе. Выпускники из семей с высокой ресурсной обеспеченностью более активны в выборе места работы и претендуют на более высокую оплату их труда, поскольку они, как правило, оканчивают престижные в их регионе высшие учебные заведения.

Научный сотрудник Свободного университета Берлина, ассоциированный сотрудник Центра исследований высшего образования университета Порту, канд. экон. наук В.Н. Рудаков и стажер-исследователь проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Я.И. Алексеева представили доклад «Молодые преподаватели и исследователи в России: экономическое положение, карьерные планы и меры поддержки».

В докладе были представлены ключевые выводы о положении молодежи на российском академическом рынке труда, существующем в условиях острой потребности в воспроизводстве кадров. Исследование авторов основано на репрезентативных данных двух социологических обследований, проведенных в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» в июне – октябре 2022 года. В выборку первого обследования включались штатные работники, относящиеся к ППС головных вузов и филиалов вне зависимости от формы собственности вуза, включая штатных работников, занимающих должности ППС по внутреннему совместительству. Выборку второго обследования составили авторы научных публикаций, входящие в верхние и нижние 20% рейтинга цитируемости РИНЦ (в пропорции 75% на 25%). Дальнейший анализ проводился только для высокопродуктивных НПР, трудоустроенных в вузах (56%), что позволило обеспечить сопоставимость результатов с полученными для первой выборки при контроле уровня научной продуктивности.

Использование двух наборов данных позволило оценить эффекты, возникающие в результате дифференциации профессиональных траекторий преподавателей и исследователей в возрасте до 35 лет. Результаты анализа отразили различия в экономическом положении, уровне заработной платы и научной продуктивности молодых преподавателей и учёных, специфику профессионального выбора молодых работников, особенности их профессиональной деятельности, трудовой и образовательной мобильности. Кроме того, в докладе было показано, что несмотря на существенное увеличение заработной платы ППС и НПР с 2012 по 2022 годы (более чем в 2.5 раза), наблюдается неуклонное снижение численности молодёжи в составе ППС (с 20% в 2012 году до 13% в 2022 году), а для НПР такой тенденции не наблюдается. При этом молодые преподаватели и исследователи до 35 лет зарабатывают примерно на 10% меньше, чем преподаватели старше 60 лет.

В обсуждении докладов приняли участие главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ» А.К. Клюев, профессор НИТУ «МИСИС» В.Ф. Пугач и другие слушатели.