3 ноября 2023 года Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел открытый Общеакадемический семинар «Региональные системы высшего образования: новые вызовы и возможная трансформация».

 На семинаре с докладами выступили директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, д.э.н. Т.Л. Клячко и заведующий проектно-учебной лабораторей «Развитие университетов» Института развития образования НИУ ВШЭ, доцент, к.г.н. Н.К. Габдрахманов. Оба доклада были посвящены анализу основных трендов, которые в последние годы складываются в российской системе высшего образования и ее региональных подсистемах.

В докладе  «Особенности развития региональных систем высшего образования: источники финансирования, проблемы и тренды»  Т.Л. Клячко были проанализированы тенденции 2010-2022 гг. по изменению потоков выпускников 9 и 11 классов школ для продолжения обучения в организациях СПО и вузах. Было показано, что идет сокращение доли выпускников 11 классов, идущих в высшие учебные заведения, в результате до вуза в 2022 г. доходило только 21,1% тех, кто поступил в 1 класс школы, притом, что в 2015 г. – 30,2%, а в 2010 г. – 42-44%. В настоящее время наиболее ненасыщенными работниками с высшим образованием являются сельское хозяйство, добывающие и обрабатывающие отрасли, наиболее насыщенными – сферы ИКТ и финансовых услуг. Достаточно хорошо обеспечена кадрами с высшим образованием государственное и муниципальное управление, образование и культура. Вместе с тем в системе здравоохранения явным является дефицит указанных кадров, поэтому подготовка врачей должна быть значительно увеличена. Если говорить о федеральных округах, то нехватка кадров с высшим образованием характерна для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Изменение потоков молодежи в системы СПО и ВО существенным образом отражается на структуре источниов финансирования региональных систем высшего образования, как государственных, так и частных. Доля федерального бюджета в финансировании региональных систем высшего образования растет, доля населения снижается. При этом в последние годы растет доля организаций, которые стали более активно финансировать вузовскую науку (на контрактной основе). Это привело к тому, что средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава государственных вузов уступает средней заработной плате их научных работников. В частном секторе высшего образования заработные платы ППС, как правило, ниже средней заработной платы ППС государственных вузов, за исключением отдельных, но весьма показательных случаев: так средняя заработная плата ППС инновационного центра «Сколково» примерно в 3 раза выше средней заработной платы ППС московских вузов. 

Доклад Н.К. Габдрахманова «Миграция и доступность высшего образования в российских регионах», с одной стороны, дополнил представленную Т.Л. Клячко картину, с другой, показал ее новые грани. Было показано, что доступность высшего образования связана с выделением вузам бюджетных мест и, соответственно, бюджетного финансирования.  В докладе наглядно представлена дифференциация субъектов РФ в зависимости от уровня доступности высшего образования. Также уровень доступности оценен в контексте возрастных групп населения. Кроме того, сделана попытка рассмотреть, как связан уровень доступности высшего образования с потоками образовательной миграции и насколько доступность высшего образования может определять направления и масштабы последней. Наибольший интерес аудитории вызвала классификация региональных систем высшего образования по трем параметрам – доступности высшего образования, его качества и направлений образовательной миграции (притока студентов или оттока выпускников школ из региона).

Доклады вызвали большой интерес аудитории. В их обсуждении выступили вед.науч.сотр. ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, к.т.н. В.Ю. Григорьев, заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России, к.п.н. И,В. Каракчиева, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ», директор Ин­ститута государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, к.ф.н. А.К. Клюев, Е.А. Смирнова, декан ГОУ ВО МО Государственного социально-гуманитарного университета.