Центр экономической географии и регионалистики

 

Степан Земцов, директор Центра экономической географии и регионалистики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС прокомментировал Бюллетень Счетной Палаты «Малое и среднее предпринимательство».

Счетная Палата Российской Федерации провела аудит Корпорации МСП, что весьма актуально в период реформы институтов развития. Земцов Степан отметил сложности в оценке эффективности институтов развития (и Корпорации МСП),  в частности, невозможно отделить макроэкономические и институциональные изменения от непосредственного влияния господдержки. Особенно, если цели самих институтов развития предполагают влияние на целые сектора экономики, такие как сектор МСП, наука, нанотехнологии или венчурный бизнес. При этом, оценка эффективности зачастую затрудняется отсутствием соответствующих статистических индикаторов.

«Меры господдержки дают очень низкий охват субъектов МСП. В докладе РАНХиГС про развитие МСП в контексте нацпроекта показано, что 91% предпринимателей не пользовались господдержкой из-за незнания, недоверия государству, ожидаемой бюрократической волокиты при малых суммах поддержки. Но должен ли быть охват поддержкой выше? 

В период пандемии охват всеми формами поддержки в России резко вырос и достиг 24,3% субъектов МСП. Для сравнения, в США только специальные кредиты для спасения МСП на зарплаты, арендные платежи и т.д. (Paycheck Protection Program), выдаваемые SBA, аналогом Корпорации МСП, охватили от 15 до 58% малых компаний в разных штатах, а в среднем - 33%. Но у Агентства малого бизнеса (SBA) есть отделения во всех крупнейших городах США, что позволяет оказывать более точечную поддержку, в том числе различные "мягкие сервисы". Более того, развитие местной предпринимательской экосистемы заявляется одной из задач SBA. И высокие различия между штатами по доле поддержанных фирм вызвали немалые споры в США. В России же этими вопросами, кажется, не особо интересуются и в самих регионах. 

В "Вопросах экономики" опубликовано исследование о том, почему прямые меры поддержки "из центра" (субсидии, льготные кредиты, госзакупки) могут использоваться в экстренных случаях и работают в развитых странах, но в России могут принести и немало вреда. Они требуют значительных бюджетных расходов, но часто не решают проблем развивающихся стран в условиях слабого гражданского контроля (свободные СМИ, НКО и т.д.): нельзя охватить большое число фирм; поддержку могут получать не те фирмы, которые нуждаются, а поддержанные фирмы могут вытеснять остальных игроков с рынка. Иными словами, «провалы рынка» могут заменяться «провалами государства». Поэтому нельзя недооценивать здесь роль аудиторов Счетной Палаты»

Приведены данные из следующих источников: 

1. Баринова В., Земцов С., Коцюбинский В., Красносельских А., Царева Ю. Выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономическое развитие России, 2018, 25 (11), c. 36-45: 

2. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020: 

3. Liu H., Volker D. Where Have the Paycheck Protection Loans Gone So Far?. Federal Reserve Bank of New York, 2020: 

4. Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельких А.Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года. Вопросы экономики. 2020;(10):44-67: 

Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать