Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования (Клячко Т.Л.)
Руководитель работ: Куклин Владимир Жанович - д.т.н., доц., в.н.с. Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ
Сроки выполнения: 2017 год
Актуальность исследования: В соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования» и постановлением Правительства России от 16.03.2013 г. №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» Минобрнауки России разработана программа по обеспечению вхождения к 2020 году не менее 5 российских университетов в ТОП-100 университетов мира в одном из трех мировых рейтингов вузов – The World University Ranking, Academic Ranking of World University, QS World University Ranking (далее – Программа 5-100).
Анализ ситуации с использованием рейтингов в целях развития российской системы образования показывает, что в Программе 5-100 могут принять участие только ограниченное число университетов (как правило, имеющих значительный потенциал в сфере фундаментальных научных исследований). Учитывая, что в последние годы рейтинговые системы вошли в число значимых факторов сравнительной оценки вузов, представляется целесообразным провести исследования и разработать методику оценки рейтинговых систем, позволяющую провести анализ целесообразности и корректности их использования в сфере российского высшего образования.
Основная цель исследования: Научно-методическое обоснование и разработка рейтинговой системы, базирующейся на научно-обоснованных методиках, алгоритмах и процедурах и соответствующих информационно-методических материалов и организационно-технологической документации, обеспечивающих стабильное функционирование рейтинговой системы и ее использование для основных целевых групп пользователей, с учетом стратегических и тактических задач управления образованием.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- анализ характеристик рейтинговых систем в контексте управления в системе российского образования, включая анализ показателей ранжирования вузов в основных мировых рейтингах и оценку степени их соответствия принятым требованиям к системам ранжирования;
- определение иерархической системы показателей и индикаторов рейтингов и моделей интеграции первичных показателей до уровня частных и интегральных рейтингов (с учетом потребностей различных целевых групп и специфики различных объектов ранжирования − образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей и вузов в целом);
- разработка методик и процедур формирования и реализации (апробации) проблемно-ориентированной многоуровневой рейтинговой системы;
- разработка предложений по обеспечению устойчивого функционирования рейтинговой системы.