Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования
Руководитель работ: Семионова Елена Александровна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Центр экономики непрерывного образования, ИПЭИ
Сроки выполнения: 2021 год.
Актуальность исследования: С введением ОГЭ значительно вырос переход выпускников 9-ого класса в систему среднего профессионального образования (подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена). При этом как показывают расчеты далеко не все молодые люди, перешедшие в систему СПО, продолжают обучение в «своем» регионе. Соответственно возникают достаточно устойчивые направления образовательной миграции, связанной с получением среднего профессионального образования. После сдачи ЕГЭ выпускники школ в основном (80 и более процентов) поступают в высшие учебные заведения. При этом, как показывает Мониторинг эффективности школы, 8,5% собираются учиться в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, еще примерно 14-16% в вузах других регионов. Таким образом, около 23-25% выпускников школ мигрирует из своих регионов в другие, чтобы получить высшее образование. Кроме того, есть регионы, где усиливается миграция в сопредельные страны, например, российский Дальний Восток, из регионов которого все больше молодых людей едет получать высшее образование в Китай. Одновременно стоит задача нарастить экспорт российского образования. Это предполагает рост в России численности иностранных студентов, что также связано с образовательной миграцией. «Внутри» проблемы образовательной миграции находится и проблема увеличения академической мобильности студентов и преподавателей, которая до сих пор в России практически не получила развития. Соответственно, необходимо определить те барьеры, которые сдерживают данный вид образовательной миграции и спрогнозировать ее направления, если указанные барьеры будут ликвидированы.
Основная цель исследования: Определить направления, вероятные масштабы, факторы, барьеры и последствия образовательной миграции в системах среднего профессионального и высшего образования.
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
- Определить место и роль образовательной миграции молодежи в развитии современных систем профессионального образования в зарубежных странах;
- Определить направления межрегиональной образовательной миграции молодежи в России и факторы, их обуславливающие;
- Определить факторы, воздействующие на интенсивность и направления межрегиональной образовательной миграции молодежи при получении среднего профессионального и высшего образования;
- Определить влияние на межрегиональную образовательную миграцию молодежи развития дистанционных форм обучения и МООС;
- Определить барьеры, стоящие на пути межрегиональной образовательной миграции молодежи как при поступлении в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, так и после окончания организаций СПО, бакалавриата и магистратуры, включая такие барьеры как эпидемии (пандемии) и экономические кризисы;
- Определить барьеры, стоящие на пути повышения академической мобильности студентов российских вузов;
- Оценить возможные масштабы межрегиональной образовательной миграции молодежи в системах среднего профессионального и высшего образования в зависимости от действия различных факторов, включая такие факторы как эпидемии (пандемии) и экономические кризисы, а также при снятии имеющихся барьеров;
- Определить последствия развития образовательной миграции молодежи для различных регионов России.
Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы (методология) исследования:
- Методы анализа статистических данных;
- методы анализа социологических данных; методы сопоставительных исследований;
- методы сравнения и обобщения полученных результатов.
- Анкетный опрос родителей школьников 9-11-х классов.
- Анкетный опрос студентов вузов, реализовавших территориальную мобильность на этапе перехода к профессиональному образованию.
- Анкетный опрос студентов учреждений среднего профессионального образования, реализовавших территориальную мобильность на этапе перехода к профессиональному образованию