Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Руководитель работ: Курдин Александр Александрови., к.э.н., старший научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: Исследование условий входа на рынок и выхода с него – неотъемлемая и важная часть анализа состояния конкуренции на товарных рынках. И хотя в Приказе ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220, основном документе, регламентирующем порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях применения антимонопольного законодательства, в явном виде прописана необходимость изучения барьеров входа на рынок, на практике их анализ зачастую сводится к формальному перечислению. В связи с чем необходимым представляется систематизировать типы барьеров входа на рынок и выделить возможные подходы к их детализации в Приказе 220 (или разъяснениях к приказу) с учетом положений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 4 марта 2021 года, посвященного вопросам применения российскими судами антимонопольного законодательства.Важным является вопрос о связи барьеров входа с характеристиками субъектов рынка – если на рынке функционирует эффективная компания, а динамика входа на рынок близка к нулю, то в такой ситуации возможно допущение ошибок правоприменения при анализе рыночной власти лидера рынка без учета объективных экономических и технологических барьеров входа для новых компаний.

Основная цель исследования: Систематизация и (при необходимости) детализация подходов к выявлению и оценке барьеров входа на товарный рынок для целей антимонопольного регулирования

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Описать подходы к выявлению барьеров входа в российском и зарубежном антимонопольном правоприменении.
  • Выделить особенности барьеров входа на традиционные рынки и на рынки с сетевыми экстерналиями (в том числе на цифровые рынки).
  • Провести анализ взаимосвязи между возможностью создавать барьеры входа на рынок и характеристиками хозяйствующих субъектов (включая их бизнес-стратегии).
  • Выявить эффекты, оказываемые барьерами входа на показатели эффективности компаний.
  • Конкретизировать подходы к выявлению барьеров входа при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке и сформулировать рекомендации для ФАС России по совершенствованию процедуры выявления и оценки барьеров входа.