Структурное подразделение: Центр изучения проблем центральных банков

Руководитель работ: Синельникова-Мурылева Елена Владимировна, к.э.н., старший научный сотрудник, Центр изучения проблем центральных банков, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: В течение последнего десятилетия объем интернет-торговли в России существенно увеличился, однако доля продаж через интернет все ещё остается невысокой – по данным АКИТ, в 2020 году это значение составило 9,6% от общего объема розничной торговли. Вместе с тем многие крупные онлайн-ритейлеры, продающие свои товары офлайн, имеют также сайты, на которых предлагается доставка их товаров, и как было установлено в работе (Cavallo, 2018), в подавляющем большинстве случаев уровни и динамика цен для таких мультиканальных ритейлеров совпадает. В то же время данные по ценам онлайн-ритейлеров характеризуются такими преимуществами, как высокая частотность и низкие издержки сбора, что позволяет собирать большие массивы данных по широкому кругу товаров и услуг. Учитывая этот факт, онлайн-данные по ценам на отдельные товары и услуги могут помочь в исследовании многих аспектов инфляционных процессов в России. Так, например, те или иные шоки могут отражаться в поведении цен онлайн-ритейлеров быстрее, чем в офлайн-ценах, что может позволить повысить прогностическую силу моделей инфляции.

Основная цель исследования: Исследовать особенности инфляционных процессов в российской экономике на основе анализа онлайн-данных

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация результатов эмпирических работ по использованию данных онлайн-торговли для анализа инфляционных процессов
  • Анализ ценообразования онлайн-ритейлеров
  • Анализ особенностей ценовой динамики в период пандемии коронавирусной инфекции
  • Сравнительный анализ инфляции на основе офлайн- и онлайн-данных.