Структурное подразделение: Лаборатория математического моделирования экономических процессов

Руководитель работ: Полбин Андрей Владимирович, к.э.н., заведующий научно-исследовательской лабораторией, Лаборатория математического моделирования экономических процессов, ИПЭИ

Сроки выполнения: 2022 год.

Актуальность исследования: В последнее десятилетие для российской экономики особо остро стоит проблема стимулирования экономического роста. Правительственными организациями активно разрабатываются программы, направленные на стимулирование экономического роста, производительности труда, накопления человеческого капитала и на увеличение благосостояния граждан. В современных экономических теориях накопление человеческого капитала является основным каналом для стимулирования долгосрочных устойчивых темпов роста. И одним из вариантов стимулирования накопления человеческого капитала может выступать вовлечение большего числа индивидов в получение качественного высшего образования (безусловно, существуют и другие механизмы накопления человеческого капитала). Проблема выбора индивидом получения высшего образования является многогранной. Индивиды могут отличаться по способностям, что может определять разную отдачу от образования и разные стимулы к его получению. Также индивиды могут быть гетерогенны относительно дисконтированная будущего, для индивидов с большим дисконтом ценность получения образования снижается, поскольку выгоды будут получены в отдаленном будущем. При этом отдача от образования сопряжена с высоким уровнем неопределенности, что снижает стимулы к получению образования индивидов, нетолерантных к риску. Современные модели общего равновесия с описанием сектора образовательных услуг строятся, как правило, в предпосылках о гомогенности параметров предпочтений индивидов, в том числе и гомогенности параметров дисконтирования.  Ключевая гетерогенность вводится для уровня способностей индивидов. В таком русле нами была построена в 2021 года и модель для российской экономики. В 2022 года будет продолжено развитие модели общего равновесия с образовательным сектором для российской экономики с перекрывающимися поколениями. Ключевым направлением развития модели будет ввод гетерогенного дисконтирования индивидами и описание неопределенности будущих доходов в условиях гетерогенного дисконтирования и гетерогенной несклонности к риску. Модель позволит более реалистично описывать эмпирические данные и получать более релевантные оценки последствий реализации тех или иных мер экономической политики.

Основная цель исследования: Моделирование инвестиций в человеческий капитал в РФ в условиях неопределенности и гетерогенного дисконтирования индивидами

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизация литературы по анализу роли накопления человеческого капитала в экономическом росте, по анализу вклада параметров функционирования сектора высшего образования в накопление человеческого капитала;
  • Систематизация литературы по анализу роли дисконтирования и неопределенности в принятии решения о получении высшего образования;
  • Построение модели общего равновесия с перекрывающимися поколениями с гетерогенным дисконтированием и описанием неопределенности в отдаче от высшего образования;
  • Калибровка параметров разработанной модели;
  • Численный имитационный анализ на основе разработанной модели, оценка влияния альтернативных мер экономической политики на функционирование сектора высшего образования.