Структурное подразделение:  Лаборатория исследований бюджетной политики

Руководитель работ:  Соколов Илья Александрович, Заведующий научно-исследовательской лабораторией, Кандидат экономических наук

Сроки выполнения: 2023 год.

Актуальность исследования: Согласно «Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) N П13-60855 от 2 октября 2020 г.), параметры бюджетной системы Российской Федерации должны приводиться к устойчивому уровню, чтобы обеспечить макроэкономическую и финансовую стабильность. В то же время возможное снижение налоговых доходов и рост государственных расходов для поддержки населения в условиях кризиса, вызванного последствиями пандемии коронавируса и новыми санкциями в отношении России, потребуют дополнительных средств, одним из источников финансирования которых является государственный долг. При этом необходимо учитывать не только количественные показатели размера долга, но и стоимость его обслуживания, что отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В новых условиях встаёт вопрос о возможности обслуживания государственного долга и компромисс между обеспечением бюджетной устойчивости и нивелированием негативных последствий экономического спада. Так, Федеральный закон от 09.03.2022 N 53-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году» предусматривает возможность использования в 2022 году дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета как для замещения государственных заимствований и погашения государственного долга Российской Федерации, так и для финансирования приоритетных мероприятий по решению Правительства РФ. Также важными факторами выступают качество управления государственными финансами, характер институциональной среды и макроэкономические условия. В связи с этим актуальным представляется оценка долговой устойчивости Российской Федерации с учетом этих характеристик.

Основная цель исследования: Разработка методологии оценки долговой устойчивости Российской Федерации с учетом институциональных условий и внешнеэкономических условий.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Определить понятие «долговая устойчивость государства»;
  • Выделить на основе обзора российской и зарубежной научной литературы характеристики институциональной среды, определяющие условия и результаты проведения политики в отношении государственного долга;
  • Проанализировать международную практику, а также опыт Российской Федерации по определению подходов к оценке долговой устойчивости государства с учетом выделенных характеристик институциональной среды;
  • Провести количественные оценки устойчивости государственного долга с учётом институциональных условий;
  • Разработать на основе результатов расчётов предложения по корректировке бюджетного правила с учетом институциональных условий, обеспечивающих определенный уровень долговой устойчивости.