Центр технологий государственного управления

 

Директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС, профессор Южаков В.Н. выступил с докладом на общероссийском Форуме контрольных органов – 2023, проведенном Минэкономразвития России 28-29 сентября в Санкт-Петербурге.  

В рамках Форума состоялось обсуждение вопросов совершенствования и цифровизации контрольной (надзорной) деятельности, внедрения новых способов взаимодействия власти и бизнеса. В Форуме приняли участие представители Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Фонда «Центр стратегических разработок», экспертного бизнес-сообщества, контрольных органов федерального и регионального уровня.

В.Н. Южаков провел в рамках Форума спич-сессию, представив участникам доклад «Оценка уровня защищенности охраняемых законом ценностей: граждане и бизнес», в котором проанализировал результаты двух рядов общероссийских социологических опросов (граждан и представителей бизнеса), проводимых ЦТГУ ИПЭИ с 2017 года ежегодно в рамках исследования оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов государства.

Общероссийские соцопросы граждан 2018-2023 годов показывают, что динамика оценок гражданами уровня защищенности охраняемых законом ценностей (ОЗЦ) положительна (+9,3 п.п. к опросу 2018 года). Однако достигнутый уровень вряд ли можно считать приемлемым, поскольку пока только 39,5% респондентов оценивают уровень защищенности как достаточный.

Наиболее часто как достаточную респонденты оценивают защищенность их жизни и здоровья от риска опасных условий труда (48,4%), от рисков (угроз), связанных с приобретением и использованием (предоставлением) некачественных непродовольственных товаров и услуг (46,6%) и с употреблением небезопасных продуктов питания и предоставлением услуг общепита (44,2%). За пять лет наблюдения отмечается значимый рост оценок уровня защищенности этих ОЗЦ от этих рисков.

При этом как достаточную оценили защищенность жизни и здоровья, имущества, растений, животных, природных комплексов от ухудшения состояния (в том числе, загрязнения) окружающей среды, браконьерства только 32,3% опрошенных, а неприкосновенности личной жизни, имущества от несанкционированного распространения и использования персональных данных – только 27,8%. Более того, вопрос недостаточной защищенности «от утечки» персональных данных для граждан скорее обостряется.

В очередь 44,3% представителей частных хозяйствующих субъектов (ЧХС) в опросе 2023 года отметили положительное влияние различных видов госконтроля на качество и безопасность продукции и деятельность предприятий. При этом 40,9% из них - высказали мнение о создании ими административных барьеров (-11,1 п.п. к 2022 г., -14,7 п.п. к 2017 г.).

Оценка респондентами положительного влияния последнего завершенного на их предприятии контрольно-надзорного мероприятия на ключевые факторы, от которых прямо зависит защищенность ОЗЦ существенно ниже, хотя и она несколько выросла. На его положительное влияние   на безопасность продукции предприятий в опросе 2023 г. указали 13,6% респондентов (в опросе 2022 г. – 11,1%); на безопасность их производственных процессов в опросе 2023 г. – 29,4% (2022 г. – 29,1%) и их производственных объектов в опросе 2023 г. – 23%, (2022 г. - 22,3%). В тоже время по мнению респондентов профилактические мероприятия (ПМ) приносят более значительную пользу в обеспечении безопасности в деятельности предприятия. Например, по опросу 2023 года безопасность производственного процесса улучшилась после последнего завершенного на предприятии ПМ на 35,2%, тогда как после КНМ – на 29,4%. В целом, очевидно, в усилении положительного влияния и КНМ, и ПМ на безопасность со стороны источников риска - производственных объектов, процессов, продуктов – вероятно, основной резерв повышения защищенности ОЗЦ от этих рисков, а значит и ее оценки гражданами как конечными бенефициарами КНД государства.  

Оценивая перспективы значимого повышения уровня защищенности ОЗЦ профессор Южаков В.Н. обратил внимание на положительный опыт решения похожей задачи в отношении административных государственных услуг. В рамках системы мер по повышению качества их предоставления с 2005 по 2018 годы оно очень существенно выросло: с 25 % до примерно 90% получателей, удовлетворенных их качеством. Для более динамичного повышения качества государственного контроля, в том числе в отношении его конечного результата – уровня защищенности ОЗЦ и его оценки гражданами, необходимы разработка и реализация программы, ориентирующей КНО на повышение доли граждан, считающих защищенность значимых для них ОЗЦ достаточной до, например, 45% в 2024 году и до 65% в 2030 году.

Президентская академия – национальная школа управления