Печать
В условиях нехватки бюджетных средств и необходимости поиска новых источников дохода правительство РФ разрабатывает механизмы сокращения теневого сектора экономики и контроля за крупными расходами чиновников, а также сотрудников госкомпаний. Однако, как заявил министр финансов Антон Силуанов, речь не идет о контроле за расходами граждан.

В июле 2016 г. закончилась амнистия капиталов, начатая еще в июне прошлого года. Суть налоговой амнистии сводилась к добровольному декларированию доходов, с одной стороны, и обеспечению безналоговых последствий для декларантов «амнистии», которые готовы перевести зарубежные активы в Россию, с другой стороны. Однако амнистия капиталов не оправдала ожидания чиновников, поскольку слишком мало было подано деклараций, о чем заявил замминистра финансов Сергей Шаталов еще в конце прошлого года. Причина непопулярности амнистии капиталов – недостаточное количество правовых гарантий в обмен на возвращение средств в пределы РФ. Возможно, правительству РФ надо было предложить налогоплательщикам немного больше. В итоге цель завоевать доверие не достигнута.

Поэтому возникновение на повестке дня Правительства вопроса контроля за расходами было ожидаемо и соответствует общепринятой международной практике. Вместе с тем решить вопрос повышения собираемости налогов и сборов, пополнив тем самым доходную часть бюджета, а также Пенсионного фонда России, можно было бы за счет снижения страховых сборов в фонд оплаты труда, что позволило бы выйти из тени большому количеству работодателей. Причем подобный успешный опыт уже был в России.

Тем не менее, сам по себе контроль за расходами предполагает ежегодную сдачу налоговой декларации всеми гражданами, которые имеют более одного места работы или 2-3 источника дохода. В настоящее время этого не требуется.

Кроме того, вопрос контроля за расходами напрямую связан с корректностью оценки имущества, указанной в договоре купле-продажи, что сопряжено еще с одной проблемой – с качеством кадастровой оценки, которая должна быть не выше рыночной стоимости недвижимости.

Методология кадастровой оценки традиционно обходит вопрос контроля ее качества, а законодательство о кадастровой оценке прямо не говорит, что она не должна превышать рыночную стоимость. Оценки движимого имущества для целей налогообложения нет. Не говоря уже о случаях приобретения гражданами имущества за пределами страны.

Одним словом, решить законодательно полноценно вопрос контроля за расходами всех граждан можно только создав целый набор институтов, проработав систему полномочий, прав и обязанностей, возможно, даже понадобятся поправки к Конституции РФ, на что может уйти достаточное количество времени.

Наталья Корниенко