В рамках важнейшей задачи, которую ставит перед собой Академия - это как обеспечение органичной связи научных исследований и учебного процесса, так и сохранение и развитие накопленного научного потенциала посредством стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов – ИПЭИ ведет работу по вовлечению учащихся в научную деятельность, проводимую Институтом, и выявлению талантливых студентов для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров Академии.

Следуя данным целям Институт, в рамках своей деятельности, реализует эти важнейшие задачи следующим образом:

В 2010 году в структуре ИПЭИ был создан Студенческий центр экономических исследований. Сотрудниками центра становятся учащиеся последних курсов, прошедшие жесткий конкурсных отбор не только при поступлении в штат центра, но и каждое полугодие по итогам сессий. Сотрудники центра как принимают участие в выполнении исследований работников ИПЭИ, так и проводят самостоятельные научно-исследовательские работы под руководством ведущих научных сотрудников Института прикладных экономических исследований Академии и Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Лучшие студенты, получившие опыт работы в Студенческом центре экономических исследований ИПЭИ, продолжают свою исследовательскую карьеру в научных подразделениях ИПЭИ. Среди них такие как Зямалов В., Кузнецов Д., Скроботов А., Акшенцева К., Чернова М., Леонов М., Логинова Д., Савичева Е., Цвигун Е., Горшкова Т., Кожевников Е., Петрова Д., Сулейманова М., Антонов М., Торопов Н. и другие.
 
В 2012 году был организован Центр экономических и финансовых данных ИПЭИ, основной задачей которого является способствовать исследователям в получении данных финансового анализа рынка и компаний из таких отечественных и зарубежных информационных систем, как Bloomberg Terminal, СПАРК Интерфакс и др. посредством инновационного оборудования - 12 терминалов, на которых студенты не только могут получать специальные знания, но и развивать навыки инвестирования, финансового анализа и трейдинга в реальных условиях. Работодатели, в свою очередь, получат технически грамотных выпускников, имеющих навык работы на терминалах Bloomberg. Возможность онлайн-доступа к финансовым данным по всему миру, в свою очередь, способствует развитию научных исследований ученых, преподавателей и студентов Академии в области финансов.

Ежегодно совместно с Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара Студенческий центр экономических исследований проводит научную конференцию «Экономика России глазами молодых ученых», а также совместно с Экономическим факультетом Академии – круглый стол «Современная экономика: теория, политика, инновации» в рамках ежегодного Гайдаровского форума. Ежегодно публикуется сборник студенческих научных работ «Теоретическая и прикладная экономика».  В выпуски вошли и работы студентов, выполненные под руководством научных работников ИПЭИ.

Ежегодно проводится общеакадемический Конкурс выпускных квалификационных работ среди студентов Академии. Авторы лучших работ получают премии победителей. Участвовать в конкурсе с подачей заявки в установленном порядке могут все выпускники московских факультетов Академии, завершившие обучение и защитившие выпускную квалификационную работу по программам высшего образования в текущем году.
Ежегодно среди победителей конкурса ВКР - студенты, выполнившие свои работы под руководством научных сотрудников Института:
  • «Моделирование инфляционных процессов» (Егоров Д.А., Экономический факультет, научный руководитель Перевышина Е.А., 2015г.);
  • «Моделирование механизмов урегулирования сделок в крупных платежных системах» (Клушина Д.Р., Экономический факультет, научный руководитель Синельникова-Мурылева Е.В., 2015г.);
  • «Моделирование влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост» (Громов А.О., Экономический факультет научный руководитель Божечкова А.В., 2014г.);
  • «Оценка производственных функций для отраслей экономики РФ» (Фокиной Т.В., Экономический факультет научный руководитель Казакова М.В., 2013г.).


С целью профориентации и привлечения студентов к научной работе перед учащимися последних курсов проводиться серия научных лекций. Руководители и ключевые сотрудники научных подразделений Института выступают перед студентами с представлением актуальных вопросов развития науки в профильной для своих подразделений сфере деятельности.

Последняя такая серия научных лекций проводилась для студентов отделения Экономики ЭФ Академии в рамках недели самостоятельного обучения в ноябре 2017 года, на которой были представлены доклады:       

  • Зубарев А.В. «Как факторы динамики реального обменного курса влияют на реальный ВВП в России: подход SVAR» (Скачать презентацию)
В своей лекции А.В.Зубарев на примере модели структурной векторной авторегрессии рассказал о том, как основные факторы динамики реального обменного курса рубля влияют на выпуск в российской экономике. Помимо вклада шока нефтяных цен обсуждалось также влияние двух различных шоков производительности: шока, общего для всей экономики, и шока типа Балассы-Самуэльсона, специфичного для сектора торгуемых товаров. В ходе лекции обсуждались как функции импульсных откликов, так и историческая декомпозиция выпуска, реального обменного курса и реальной процентной ставки. Среди наиболее интересных результатов подробной обсуждался негативный шок производительности типа Балассы-Самуэльсона в период с 2011 года по 2014 год и его вклад в динамику выпуска и реального обменного курса рубля.
В лекции отражены подходы к определению высокотехнологичного сектора экономики, описана его роль и динамика в российской экономике. Подробно рассмотрены теоретические и эмпирические работы о факторах развития высокотехнологичного бизнеса. Представлена эмпирическая модель на российских данных.
  • Громов В.В. «Особенности и проблемы налогообложения инвесторов на территориях с особым режимом деятельности в РФ» (Скачать презентацию)
За последние годы в России заметно увеличилось количество территорий, в которых действует особый налоговый режим, причем помимо особых экономических зон государство активно обращается к альтернативным механизмам привлечения инвестиций, в частности, создает территории опережающего социально-экономического развития, поддерживает налоговыми стимулами региональные инвестиционные проекты по всей стране. В лекции были рассмотрены виды территорий, в которых может действовать особый налоговый режим, цели их создания, основные характеристики, проблемы функционирования, особенности налоговой политики, проводимой государством в целях активизации инвестиционной деятельности в границах данных территорий и непосредственно состав доступных инвесторам налоговых льгот, образующих особый налоговый режим.

    В апреле 2017 года  в рамках недели самостоятельного обучения были представлены следующие доклады:             

  • Идрисов Г.И. «Цели реформирования и ценообразование на услуги грузового железнодорожного транспорта».(Скачать презентацию)                                                                      
  • Поташников В.Ю. «Экономическое моделирование энергетики и экологии: Климатическая политика». (Скачать презентацию)                                            
  • Кнобель А.Ю. «Российская внешняя торговля в контексте встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости». (Скачать презентацию)                                                                    
  • Флегонтова Т.А. «Новые тенденции экономической интеграции: перспективы для России». (Скачать презентацию)                                                         
  • Киреева А.В. «Основные направления административной реформы. Направления совершенствования правовой регламентации государственного контроля в бюджетной сфере».                                                                          
  • Громов В.В. «НДФЛ: реформа или совершенствование». (Скачать презентацию)                                                                    
  • Куракова Н.Г. «Технологический  лидер или технологическая колония: что определяет выбор России». (Скачать презентацию)                                                                  
  • Полбин А.В. «Методы декомпозиция ВВП на перманентную и циклическую компоненты. Пример применения для России».  (Скачать презентацию)                                                                       
  • Сахаров А.Г. «"Группа двадцати" в системе глобального управления». (Скачать презентацию)

      

     

      
 

В ноябре 2016 года  в рамках недели самостоятельного обучения были представлены следующие доклады:
  • Божечкова А.В. «Ключевые аспекты денежно-кредитной политики».
  • Павлова Н.С. «Актуальные темы исследований в области конкурентной политики».
  • Любимов И.Л. «О проектах Лаборатории исследований проблем экономического роста».
  • Полбин А.В. «Анализ рисков Парижского соглашения для глобального потепления в модели общего равновесия с перекрывающимися поколениями с нефтедобывающим сектором и альтернативной энергетикой».
  • Милоголов Н.С. «Современные вызовы налоговой политики России».
  • Идрисов Г.И. «Регулирование естественных монополий: от «издержек+» к многоставочному ценообразованию Рамсея».

В апреле 2016 года  в рамках недели самостоятельного обучения были представлены следующие доклады:

  • Абрамова А.Е. «О проектах Лаборатории анализа институтов и финансовых рынков»;
  • Павловой Н.С. «Актуальные темы исследований в области конкурентной политики»;
  • Киреевой А.В. «Финансирование государственных услуг: основные изменения законодательства в 2014-2016 гг.»;
  • Клячко Т.Л. «Как понимать кризис в экономике, основанной на знании»;
  • Великовой Е.Е. «Электронная коммерция в странах ЕАЭС»;
  • Идрисова Г.И. «Экономическое моделирование энергетических рынков на примере газовой отрасли»;
  • Узуна В.Я. «Продовольственная безопасность и импортозамещение»;
  • Кураковой Н.Г. «Критерии оценки эффективности научных коллективов»;
  • Королева Г.А. «Налоговое сотрудничество стран в рамках ОЭСР»;
  • Казаковой М.В. «Лаборатории исследований проблем экономического роста»;
  • Гуляевой С.А. «Налогообложение и оборот недвижимости в РФ»;
  • Земцова С.П. «Социально-экономическое и инновационное развитие регионов России».