Структурное подразделение: Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ

Руководитель:
Клячко Татьяна Львовна д.э.н., директор ЦЭНО

Сроки выполнения:
2016 год

Актуальность исследования
: Реформирование экономики и финансов системы образования продолжается фактически непрерывно с 1992 г. В 1990-е годы ситуация в экономике образования характеризовалась острым дефицитом финансирования, что привело к поиску механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств в государственных и муниципальных образовательных организациях. Основной идеей повышения эффективности бюджетных расходов в системе образования становится переход на нормативное подушевое финансирование (далее – НПФ), т.е. реализация принципа «деньги следуют за учащимся (за потребителем образовательной услуги)». При этом бюджетное финансирование образовательных учреждений (далее – ОУ) предлагается осуществлять одной строкой, не разбивая его по кодам бюджетной классификации. Таким образом, внедрение НПФ должно было, по замыслу разработчиков данной идеи, способствовать развитию (квази)рынка образовательных услуг, конкуренции ОУ за учащихся (поскольку за ними следуют бюджетные деньги) и, как следствие, повышению качества образования. Финансирование же ОУ одной строкой должно было обеспечить большую экономическую самостоятельность учреждения в расходовании бюджетных средств, что должно было повысить эффективность их использования. Данные идеи легли в основу Концепции реформирования организационно-экономического механизма развития российской системы образования, подготовленной в 1997–1998 гг. в рамках реформ, подготавливаемых Комиссией по экономическим реформам. Кризис 1998 г. не позволил реализовать указанную Концепцию. В 2000 г. начинается следующий этап в подготовке реформ экономики образования под эгидой Центра стратегических разработок (реформы Грефа). Для системы высшего образования предлагается ввести государственные именные финансовые обязательства (далее – ГИФО) – дифференцированный норматив подушевого финансирования, финансовое наполнение которого ставилось в зависимость от результатов сдачи ЕГЭ (чем выше баллы, полученные на ЕГЭ, тем выше величина ГИФО). Эксперимент по ГИФО проводился в 2002-2004 гг., а в 2005 г. был прекращен в силу целого ряда организационных и финансовых проблем, возникших при его реализации. 8 мая 2010 г. был принят 83-ФЗ, который менял организационно-правовой статус государственных и муниципальных учреждений, а также вводил государственное (муниципальное) задание для ОУ, которое должно было финансово обеспечиваться на нормативной подушевой основе и доводиться до учебного заведения по субсидии (т. е. одной строкой). При этом большинство государственных и муниципальных ОУ, получая большую экономическую самостоятельность, лишалось субсидиарной ответственности по своим долгам. Кроме того, в рамках реализации 83-ФЗ предполагалась интенсификация приносящей доход деятельности ОУ. Опыт 4 лет прошедших с момента принятия 83-ФЗ и разработки нормативов подушевого финансирования вскрыл большой пласт проблем, прежде всего, для вузов, которые породила указанная бюджетная реформа и ее реализация в системе высшего образования. Все эти моменты, как и необходимость отслеживания и осмысления реформ в сфере экономики и финансов системы образования, делают данную тему актуальной и имеющей большое практическое значение.

Объект исследования – реформы экономики, управления и финансов системы образования.

Основная цель исследования: Основной целью исследования является анализ содержания и результатов реформ экономики и финансов системы образования.

Основные задачи, решаемые в рамках исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи- проанализировать теоретические основания проводимых организационно-экономических реформ в системе образования; выявить основные проблемы, которые возникали при практической реализации данных реформ; разработать модель оценки последствий снижения бюджетного и частного финансирования системы высшего образования в России; выявление возможных рисков (негативных последствий) проведения организационно- экономических реформ и реформ финансовых механизмов в системе образования); оценить результаты и последствия проведенных организационно-экономических реформ на всех уровнях системы образования; разработать рекомендации по демпфированию негативных последствий проводимых организационно-экономических реформ.

     Презентация по теме НИР