Структурное подразделение: Центр региональных исследований и урбанистики (Казенин К.И.) 

Руководитель работ: Варшавер Евгений Александрович - с.н.с. Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Согласно «Концепции миграционной политики РФ до 2025 года», подписанной Президентом в 2012 году, одним из направлений миграционной политики является интеграция мигрантов в российское общество. Наиболее мощным интеграционным потенциалом обладают дети мигрантов – родившиеся или прожившие большую часть жизни в России, в свете чего в большинстве случаев проблемы аккультурации (знания языка и культурных норм) для них не стоит. Однако, как показывает международный опыт, интеграция «второго поколения» далеко не всегда проходит безболезненно: низкие стартовые позиции и дискриминация не позволяют детям мигрантов преуспеть на рынке труда принимающего общества, а установки на поддержание этнической идентичности и неприятие со стороны местного населения могут заставить их «замкнуться» в рамках своей группы. Вместе с тем, дети-мигранты, в большинстве случаев граждане России, являются важным ресурсом общественного развития и равноправными членами российского общества. Изучение траекторий детей-мигрантов, в особенности после выпуска из российских школ, в свете этого приобретает особенную актуальность. Теоретико-методологический арсенал российских ученых для изучения интеграционных траекторий мигрантов второго поколения на данный момент беден – подобные исследования зачастую ограничиваются опросами в школах. Кроме того, подобные исследования осуществляются в рамках разных дисциплин, и не существует теоретико-методологических подходов, которые бы синтезировали социологические, психологические и нейрокогнитивные ресурсы. Создание синтетического теоретико-методологического подхода, таким образом, является важным шагом в сторону всестороннего описания интеграционных характеристик мигрантов второго поколения в России.

Основная цель исследования: Создать теоретико-методологический подход к изучению интеграционных характеристик мигрантов второго поколения после выпуска из школ. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • структурировать существующие теоретические подходы к исследованию интеграционных характеристик мигрантов второго поколения на основании международного опыта;
  • создать синтетический теоретический подход к изучению интеграционных характеристик мигрантов «второго поколения», интегрирующий теоретические ресурсы различных дисциплин;
  • инвентаризировать методы исследования интеграционных характеристик мигрантов второго поколения, используемые в современной науке;
  • предложить методологический подход к изучению интеграционных характеристик мигрантов второго поколения в России после выпуска из школ;
  • осуществить тестирование конкретных методик изучения интеграционных траекторий мигрантов второго поколения после выпуска из школ.