Структурное подразделение: Центр исследований конкуренции и экономического регулирования (Шаститко А.Е.)  

Руководитель работ: Шаститко Андрей Евгеньевич - д.э.н., проф., директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: В течение последних тридцати лет конкурентная политика стала одним из приоритетных (или по крайней мере самостоятельных) направлений экономической политики государства на национальном уровне. Если в 70-е годы XX века специальная политика в сфере конкуренции, антимонопольное законодательство и органы, контролирующие его соблюдение, существовали в 10 государствах мира, то в 90-е годы количество таких государств достигло 30, а к 2015 г. превысило 130. Изучение этого феномена с точки зрения генезиса антимонопольных органов, обоснования необходимости их создания, особенностей их институционального дизайна и мотивов его изменения представляет несомненную актуальность – особенно для стран БРИКС, ориентированных на выработку собственной повестки дня в области защиты и развития конкуренции в отличие от развитых стран с богатым опытом правоустановления, правоприменения, а также исследования множества вопросов защиты конкуренции на данных статистики и опросов в указанных странах с применением инструментария экономического анализа. Сравнительный анализ структурных альтернатив национальных моделей антитраста с похожими проблемами в области экономического развития – основание для разработки предложений по уточнению структуры и функций российского конкурентного ведомства. 

Основная цель исследования: Оценить основания формирования специфических свойств национальной модели антитраста в стране с развивающейся рыночной экономикой  

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • выявить механизмы создания национального антимонопольного органа в странах с развивающейся рыночной экономикой на примере стран БРИКС;
  • раскрыть варианты соотношения целей и субъектов политики по защите конкуренции в странах БРИКС;
  • обобщить опыт формирования компетенций национального конкурентного ведомства с точки зрения отраслевого охвата (отсутствие или наличие отраслевых исключений из применения антимонопольного законодательства в таких сферах как, например, финансовые рынки или сельское хозяйство; наличие единого конкурентного ведомства или распределение полномочий с отраслевыми регуляторами в отраслях естественных монополий или на финансовых рынках) в каждой из стран БРИКС;
  • оценить опыт определения ответственности национального антимонопольного органа по множеству полномочий в странах БРИКС;
  • объяснить сферы ответственности национального конкурентного ведомств стран БРИКС с точки зрения технологического цикла правоприменения на примере отдельных секторов экономики (агропродовольственный, фармацевтический, автомобильная промышленность);
  • обобщить опыт оценки результативности деятельности национальных антимонопольных органов стран БРИКС по защите конкуренции;
  • объяснить вариативность в количестве национальных антимонопольных органов, их структуре, статусе и степени независимости в странах БРИКС. По каждому из этих параметров (направлений) по широкой совокупности конкурентных ведомств, включающей страны БРИКС, предполагается сравнительный анализ структурных альтернатив, оценка сравнительных преимуществ того или иного варианта и вывод теоретических обоснований и практических рекомендаций для совершенствования институционального дизайна антимонопольной политики в Российской Федерации.