Структурное подразделениеИнститут отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)

Руководитель работ: Пономарев Юрий Юрьевич - к.э.н., зав. Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИОРИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: в текущих сложных для российской экономики условиях выход на устойчивые темпы экономического роста, опережающие общемировые, невозможен без повышения мобильности факторов производства, в том числе ослабления барьеров на пространственное и межфирменное движение капитальных ресурсов. Формирование экономической повестки, направленной на повышение экономической активности, снижение барьеров для входа новых предприятий на рынок, будет способствовать не только повышению темпов роста, но и развитию конкуренции и повышению продуктового разнообразия производимых в России товаров. Поэтому выявление, анализ и корректная оценка влияния факторов, определяющих принятие решений о создании новых фирм и их локализации, представляется актуальной задачей.

В экономической литературе по отраслевой организации тематика выхода новых фирм на рынок длительное время является предметом научных исследований. Как правило, в такого рода моделях предполагается, что вход фирмы на рынок в условиях полной информации определяется неким «пороговым» размером прибыли, определяющимся, в свою очередь, спросом на рассматриваемом рынке и уровнем конкуренции на нем. Отдельная ветвь исследований посвящена факторам локализации новых фирм в пространстве (см., например, работы Hotelling (1929), Salop (1979)). Так, пространственные вариации факторов, влияющих на формирование новых фирм, могут быть важным детерминантом межрегиональных различий в ВРП и производительности региона (см. работы Audretsch, Keilbach (2004); Varga, Schalk (2004)). Одним из таких факторов является различия в развитости транспортной инфраструктуры, которые влияют на принятие решений о создании новых фирм в определенных локациях (см. работу Holl (2004)). Вместе с тем современные исследования на основе микро-данных показывают, что полученные в работах, выполненных на агрегированном уровне, оценки могут иметь смещения, вызванные недостаточной степенью учета индивидуальных характеристик фирм.

Основная цель исследования: исследование факторов, оказывающих влияние на появление новых предприятий в России.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • анализ и систематизация существующих факторов, оказывающих влияние на формирование новых фирм в России;
  • анализ и систематизация теоретических и эмпирических подходов к оценке влияния факторов на формирование новых фирм и их локализацию;
  • разработка методологии и проведение эмпирической оценки влияния выявленных факторов на формирование новых фирм и их локализацию в России.