Структурное подразделениеЛаборатория исследований проблем предпринимательства (Баринова В.А.)

Руководитель работ: Баринова Вера Александровна - к.э.н., зав. лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм ИПЭИ РАНХиГС

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования:

Мировой опыт демонстрирует многочисленные примеры государственной поддержки, направленной на стимулирование развития малых и средних предприятий. Считается, что малый и средний бизнес помогает решить две важнейшие задачи: социальную (обеспечение занятости, повышение доходов населения) и экономическую (достижение экономического роста, развитие производства).

В России также разделяется идея о необходимости поддержки малых и средних фирм, принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, реализуются проекты по поддержке предпринимательства в регионах.

Однако в научном сообществе продолжаются споры о роли малых и средних предприятий в экономике и о целесообразности такой поддержки. В связи с этим актуально исследование влияния предпринимательства на региональное развитие в России. Наличие взаимосвязей между различными индикаторами предпринимательства и индикаторами социально-экономического развития регионов может служить обоснованием необходимости поддержки малых и средних предприятий в России и ориентиром для выработки рекомендаций относительно направлений поддержки.

Основная цель исследования: Анализ подходов к оценке влияния малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое развитие в регионах России

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Проанализировать динамику основных показателей социально-экономического развития российских регионов, на которые потенциально могут оказывать влияние малые и средние предприятия.
  • Проанализировать зарубежные теоретические и эмпирические исследования, посвященные выявлению возможной взаимосвязи между предпринимательской активностью и социально-экономическим развитием.
  • Провести анализ литературы и статистических данных и выявить основные индикаторы развития сферы малого и среднего предпринимательства в России.
  • Проанализировать динамику основных индикаторов развития предпринимательства в регионах России.
  • Установить наличие или отсутствие взаимосвязи между показателями развития сферы малого и среднего предпринимательства и показателями социально-экономического развития регионов России.
  • Выявить возможное наличие причинно-следственной связи между показателями развития сферы малого и среднего предпринимательства и показателями социально-экономического развития регионов в России.
  • Сформировать предложения по совершенствованию политики, направленной на стимулирование развития сферы малого и среднего предпринимательства в России.