Структурное подразделение: Лаборатория информационных технологий в управлении (Ковалев С.П.)

Руководитель работ: Ковалев Сергей Петрович - к.т.н., зав. Лабораторией информационных технологий в управлении ИПЭИ

Сроки выполнения: 2018 год

Актуальность исследования: 9 мая 2017 года Указом Президента Российской Федерации № 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которая определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года утверждён паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Ключевые цели программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба. Срок реализации приоритетной программы – с декабря 2016 года по 2025 год (включительно).

Одно из ключевых направлений — переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, который предполагает концентрацию работы контрольно-надзорных органов на рисках, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.

Новый подход к проверкам должен позволить сконцентрировать внимание проверяющих органов на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны — освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков.

Вместе с тем, на сегодняшний день в сфере здравоохранения разрабатываемые методики отнесения к категориям риска не отвечают требованиям прозрачности и доступности к пониманию. Не уделяется должного внимания и вектору на глобальную информатизацию и автоматизацию системы госконтроля, которая позволит усовершенствовать работу единого реестра проверок, повысить прозрачность, электронную доступность обязательных требований.

Помимо этого, информатизация контрольно-надзорных мероприятий в сфере здравоохранения при переходе к цифровой экономике должна стать мощным инструментом по профилактике коррупционных нарушений: чем меньше контакта у медицинских организаций с контролёром, тем меньше коррупционные риски.

Все эти факты свидетельствуют об актуальности темы исследования, а именно в части:

  • определения основных тенденций по реализации контрольно-надзорных полномочий органами государственной власти при переходе к цифровой экономике;
  • проведения системного анализа существующего механизма реализации государственной функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения;
  • определения места и статуса страховых организаций при реализации государственной функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения;
  • критической оценки разрабатываемых методик отнесения подконтрольных объектов в сфере здравоохранения к категориям риска.

Основная цель исследования: Анализ фундаментальных факторов, влияющих на качество реализации контрольно-надзорных полномочий органами государственной власти в сфере здравоохранения на этапе перехода страны к цифровой экономике.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • анализ существующего механизма контроля и надзора, а также системы правовых, методических и организационных основ внедрения риск - ориентированных подходов в деятельности контрольно-надзорных органов в сфере здравоохранения;
  • выявление соответствия целей и задач приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы в сфере реализации органами государственной власти функций по контролю и надзору в сфере здравоохранения;
  • разработка нового системного подхода к организации, управлению и финансированию контрольно-надзорной деятельностью в системе здравоохранения с учетом перехода к цифровой экономике.