Центр региональной политики

 
Экспортеры больше не хотят девальвации национальной валюты.

Доллар снова перевалил за 60 рублей и, по-видимому, в июле-сентябре на этом не остановится, что должно обрадовать федеральный бюджет и экспортеров. Другим остается радоваться за них.

Благоприятным курсом для экспорта может стать 60-65 рублей за доллар, рассказали "РГ" в Российском экспортном центре по итогам опроса экспортеров из разных отраслей.Однако "сила слабого рубля" оказалась под вопросом - последние три года показали, что классический постулат о девальвации национальной валюты как стимуле для экспорта теряет актуальность.

Постулат предполагает, что слабый рубль увеличивает вывоз товаров и услуг - во-первых, все договоры на поставки за рубеж заключаются в долларах, поэтому в рублях экспортеры начинают зарабатывать больше, во-вторых, наша продукция становится дешевле в долларовом эквиваленте, а значит, выигрывает по цене среди конкурентов.

Временные и точечные позитивные эффекты, конечно, возможны, если затраты на импорт (сырье, полуфабрикаты, оборудование) относительно невелики по сравнению с объемами последующего экспорта. Так, согласно исследованию Банка России, в выигрыше оказались три сектора - производители пластика, обуви и изделий из дерева.

Например, деревообработка почти полностью опирается на внутренние ресурсы, оборудование в основном производится в России, производственные мощности загружены хорошо. По машиностроению ситуация неоднородна - скажем, для вагоностроения, где есть большие незадействованные мощности и используется отечественный металл, слабый рубль может сыграть позитивную роль, то же самое - по бытовой технике, где высока степень локализации.

Однако в целом девальвация рубля в конце 2014 года, несмотря на ожидания, не стимулировала вывоз товаров с высокой добавленной стоимостью. Так, машиностроение сократило экспорт в 2016 году на 4,4 процента, а за первые четыре месяца этого года еще на 8,4 процента.

Главная причина - значительная импортная составляющая в производстве сложной продукции, отмечает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Пахомов. В среднем по экономике она составляет более 50 процентов, а экспортная квота (отношение объема экспорта к внутреннему производству соответствующей продукции) - чуть более 60 процентов. К этому добавляются транспортно-логистические затраты, которые в России как минимум в полтора раза выше среднемировых, а также сложность и дороговизна внешнеэкономических операций - в рейтинге Doing Business страна занимает 140-е место в мире по индикатору "международная торговля".

В развивающихся странах также замечено резкое снижение эффектов девальвации на рост экспорта. Более того, в основных странах-экспортерах импорт устойчиво растет, создавая базу для расширения вывоза готовых изделий и промежуточных товаров. Например, объемы экспортно-импортных операций почти половины участников Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) вполне сопоставимы с российскими показателями, хотя их ВВП в несколько раз меньше, чем у России.

В основе этого феномена лежит трансформация самой международной торговли, объясняет Александр Пахомов. Более половины мирового товарооборота теперь формируется за счет поставок полуфабрикатов и комплектующих по глобальным цепочкам добавленной стоимости, которые развивают транснациональные корпорации. Кроме того, расширяется обмен в рамках преференциальных торговых соглашений, что нивелирует значимость девальвации.

Значит, определенный курс рубля может быть лишь условным ориентиром и вряд ли стоит взывать к его занижению. Экспортерам нужна прежде всего стабильность, причем не только курса, но и экономической политики. Как подчеркнули в РЭЦ, добиться роста экспорта можно только при решении логистических и таможенных вопросов, продвижении продукции, повышении осведомленности компаний в вопросах экспорта.

Полный текст статьи >>
Президентская академия – национальная школа управления
Контакты
Институт прикладных экономических исследований
Адрес
119571, г. Москва,
проспект Вернадского, 82-84,
корпус 9, офис 1805
E-mail
Режим работы
будни: с 10:00 до 18:00
сб., вск.: выходной
Телефон
+7 (499) 956-95-39
Написать
Как проехать