Доклад подготовлен совместно с ведущим научным сотрудником ЦТГУ, кандидатом юридических наук, доцентом Алексеем Александровичем Ефремовым на основе результатов НИР, выполненных в рамках государственного задания РАНХиГС.
Докладчик обратил внимание на потребности в повышении результативности решения задачи снижения коррупциогенности всего массива российских нормативных правовых актов. При всей масштабности работы по выявлению и устранению обнаруженных в них коррупциогенных факторов в формате антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов при ее проведении, в частности, не выявляются нетипичные и тем более уникальные правовые предпосылки коррупции. Хотя с их помощью, предположительно, могут создаваться коррупционные практики с большим объемом коррупционного ущерба. Кроме того, коррупциогенные факторы выявляются преимущественно в проектах и вновь принимаемых нормативных правовых актах. Правовые предпосылки коррупции в ранее принятых НПА фактически остаются в неприкосновенности.
В устранении этих и других пробелов существенную роль, по мнению авторов, могли бы сыграть российские суды. В настоящее время их участие в сокращении коррупциогенности российского законодательства незначительно. Как показал проведенный авторами анализ за 2009-2017 годы судами общей юрисдикции принято только 4692 решения, связанных с выполнением этой задачи. Из них большинство (48,7%) сводится к признанию незаконным бездействия органов власти по непроведению АЭ НПА и обязыванию ее провести. Только 1,5% всех решений включают формулирование самим судом требований об устранении коррупциогенных факторов в целом по РФ.
Публичное обсуждение предложений по активизации участия судов в снижении коррупциогенности нормативных правовых актов продолжится.
[1] Междисциплинарный совет по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции создан в соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 февраля 2011 года № 22.