Структурное подразделение: Лаборатория исследований отраслевых рынков и инфраструктуры (Идрисов Г.И.)


Руководитель работ: Каукин Андрей Сергеевич - к.э.н., старший научный сотрудник Лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры ИПЭИ

Сроки выполнения: 2017 год

Актуальность исследования: Последствия кризисных явлений 2014-2015 гг. привели, в том числе, к спаду, а затем стагнации объемов выпуска во многих ключевых секторах экономики. Рынок авиаперевозок, как внутренних, так и внешних, также сталкивается с негативным воздействием последних макроэкономических и политических изменений. Со стороны спроса наблюдается общее снижение числа пассажирских перевозок, обусловленное падением реальных доходов населения, на стороне предложения компании сталкиваются с удорожанием самолетного парка и комплектующих в результате изменения курса рубля, сокращением возможностей по привлечению внешнего финансирования, общими негативными ожиданиями отечественных производителей, в том числе, в авиастроительном секторе, неустойчивой политикой государства в отношении налогообложения производства нефти и нефтепродуктов. В этой связи особенно актуальным является поиск ключевых факторов, критически влияющих на перспективы развития отрасли, и разработка соответствующих мер экономической политики.

Основная цель исследования: Построение теоретической и эмпирической модели российского рынка авиаперевозок, идентификация модели развития российской отрасли авиаперевозок.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  • Систематизации существующих теоретических и эмпирических подходов к моделированию рынка пассажирских авиаперевозок;
  • Изучение международного опыта поддержки сектора авиаперевозок и существующих мер государственной экономической политики в данном сегменте;
  • Разработка теоретической модели рынка пассажирских авиаперевозок в России с учетом ее пространственной структуры;
  • Эмпирическая оценка сформированной модели на данных о фактически проданных авиабилетах на перевозки во внутрироссийском сообщении, выполняемые авиакомпаниями РФ, а также данных по ценам билетов с различными характеристиками, выставляемыми на продажу компаниями-перевозчиками за 2013-2015 г.;
  • Выявление ключевых факторов со стороны спроса и со стороны предложения, определяющих перспективы развития рынка;
  • Формирование гипотезы о наиболее применимой к сектору авиаперевозок модели роста;
  • Верификация модели при помощи как полученных эмпирических оценок, так и при помощи анализа различных кейсов (банкротство Трансаэро, деятельность лоукостеров, эффекты от налоговой политики в отношении нефти и нефтепродуктов и др.);
  • Формирование рекомендаций по ведению экономической политики в секторе, включая выявление первоочередных мер, дающих наиболее значимый результат, а также рекомендации по регуляторной политике.