Структурное подразделение: Лаборатория экспертизы законодательства (Золотарева А.Б.) 

Руководитель работ: Золотарева Анна Борисовна - к.ю.н., зав. Лабораторией экспертизы законодательства ИПЭИ

Сроки выполнения:  2017 год

Актуальность исследования: Начало административной реформы в России было положено еще в 2004 г., с принятием Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а с момента утверждения первой Концепции административной реформы в Российской Федерации (на 2006-2010 гг.) прошло уже 11 лет. За это время необходимость совершенствования системы государственного управления неоднократно упоминалась в ряде нормативных и плановых актов, в том числе в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Несмотря на большой объем работы, проделанной в направлении совершенствования системы государственного управления, задачи повышения его эффективности, поставленные на первом этапе, остаются актуальными, а работа по проведению административной реформы незавершенной. В частности, по оценкам Минэкономразвития России, из шести показателей достижения целей Концепции административной реформы в Российской Федерации, которые должны были быть достигнуты еще в 2010 году, к настоящему моменту достигнут только один. Недостаточная эффективность административной реформы обуславливает рост интереса представителей власти и общественности к этой проблематике. В частности, о необходимости нового этапа административной реформы в 2016 г. высказывались Д.А. Медведев, Г.О. Греф и А.Л. Кудрин.

Основная цель исследования: Анализ итогов предыдущих этапов административной реформы, предлагаемых решений по ее дальнейшему развитию, а также выработка рекомендаций по нормативному обеспечению приоритетных направлений нового этапа реформы. 

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования.

Фундаментальных задач в рамках исследования не ставится. Его основными прикладными задачами являются следующие:

  • ретроспективный анализ хода реформы и выделение ее основных этапов;
  • обобщение существующих оценок степени достижения целей реформы по отдельным направлениям;
  • оценка степени соответствия нормативно-правовых актов, принятых в рамках реформы, ее целям, поставленным в программных документах, а также качества проработки нормативной базы реформы;
  • обобщение и анализ экспертных мнений о степени успешности реформы и предложений по дальнейшему реформированию отдельных аспектов деятельности государственного аппарата;
  • анализ зарубежного опыта по предмету исследования;
  • определение перечня наиболее актуальных задач нового этапа административной реформы;
  • выработка рекомендаций по нормативно-правовому обеспечению направлений административной реформы, признанных наиболее актуальными по результатам исследования.